О чем говорят иконы? Знания и чудеса!


С глубокой древности и до наших дней  много чудес происходит через святые иконы. Секрет икон  — в тех извечных святых образах  Господа, Матери Божией, ангелов, святых угодников, а еще в сакральных Знаниях некоторых иконописцев, которые они вложили в свои работы.
Один из самых загадочных символов в древней иконе – цвет. Старинные иконописные подлинники раскрывают, как и какие краски нужно смешивать, каким цветом должно писаться то или иное одеяние святого лица, но — хранят полное молчание о символике цвета.

Исторически сложилось, что приблизительно в одно и то же время в Византии развивались две ветки христианского искусства — константинопольское (византийское) и исихастское.  И каждое из направлений сформировало свою художественно-религиозную цветовую символику. На сегодняшний день константинопольское направление иконописи  достаточно изучено, а вот исихастское  так и остается загадкой в плане символизма красок.
Исихасты — монахи-отшельники, в основе философии и богословия которых лежит учение об обожении, представление о том, что посредством Божьей благодати праведник может созерцать энергию непознаваемого Бога, соединяться  с Богом. Исихасты совмещали практику умно-сердечной молитвы (Иисусова молитва) с контролем над всеми помыслами, что способствовало очищению ума и сердца и подготавливало подвижника к богосозерцанию. Наиболее известные представители византийского исихазма — Григорий Палама, Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов. Исихазм  распространился и на Руси, которая стала его второй родиной. Русскими исихастами были  Сергий Радонежский, Антоний Печерский, Стефан Пермский, Андрей Рублёв, Феофан Грек, Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Серафим Саровский,  Феофан Затворник.
На дошедших к нам византийских мозаиках часто использовались синий, пурпурный, золотой цвета, зеленый практически не использовался. А вот в произведениях монастырского искусства преобладали зелёные, красные и охристые тона. Из-за пристрастия к этим ярким цветам монастырская живопись в высшем свете считалась «лишенной благородства».
В ХІV столетии исихазм в Византии занял лидирующие позиции, и его яркие, чистые цвета начинают главенствовать и в византийском искусстве. Эти же цвета становятся основными и в русском искусстве ХІV и  ХV веков, где формируются определенные стили иконописи — новгородская, московская, псковская школы. Их цветовые предпочтения удивительно единодушны. Доминирующим в иконописи становится красный (алый) цвет, в большом количестве проявляется зелёный, появляется голубой цвет, практически не используется тёмно-синий. Естественно комментариев по этому поводу не осталось, да и, скорее всего, их и не было. Как передавалась практика «умной молитвы» из уст в уста, так и переходили знания о цветовой символике икон, которая была призвана передать Божественные энергии. Но что сегодня верующие в Бога исследователи могут сказать об этих тайных знаниях, передаваемых в иконах через цвет и формы?
Если внимательнее присмотреться к иконам, то мы заметим большое количество особой символики, раскрывающей знания о Божественных энергиях. К примеру, Иисус изображается в трехступенчатом  сферическом ореоле, который напоминает энергетическую конструкцию человека! Если учесть, что исихасты могли созерцать духовными зрением внутренний свет и наблюдать движение энергии внутри собственного тела, логично предположить, что они могли видеть и окружающие человека энергетические поля.
Исихасты утверждали, что все Божественные энергии светоносны, но разнятся по силе. Это отличие они и пытались передать с помощью цвета.
Рассмотрим символику, свойственную монастырской-исихастской иконописи, на примере иконы «Спас в силах».Каждая икона пишется на основе сюжета определенного святого писания. «Спас в силах» – это образ «Сидящего на престоле» из Откровения апостола Иоанна «… и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). Образ «Сидящего на престоле» — это образ Бога Отца.  Но поскольку образ Отца человечеству неизвестен, то «Сидящим на престоле» изображён Сын Божий, который воплотился в человеческом образе и обладал всеми энергиями Отца. То есть «Спас в силах» – это образ Иисуса Христа, Спасителя мира, окружённого Божественными силами, символом которых и являются драгоценные камни яспис, сардис и смарагд. Алый ромб, на фоне которого изображён «Сидящий на престоле», – символ ясписа (яшмы) и символ Естества (Бытия) Бога; алый «квадрат» – символ сардиса (сердолика) и символ Благодати; зелёный овал – символ смарагда (изумруда) и символ Премудрости.
Красная яшма издревле считалась оберегом, открывающим духовное виденье, дарующим бессмертие. На Руси о яшме говорили «Красный камень сердце отвеселит и кручину, и непотребные мысли отгонит, разум и честь умножает, силу и память человека врачует».

Геометрическая форма ромба, которой представлен камень яспис (яшма) на иконе также имеет свой символизм. Ромб выступает символом «седьмого неба» (знаете ли вы что-нибудь о седьмом измерении?).

Сердолик  тоже не случайно рассматривается как библейский символ Божественной Благодати, или Любви. Ведь название «сердолик» означает «радующий», «напоминающий сердце». Его форма на иконе (форма квадрат)  символизирует все земное, что должно Любовью преобразовываться. Изумруд — камень мудрости и беспристрастия, определяется, как символ Божественной Премудрости. Считалось: кто носит изумруд, тот не сделает неверного шага, не причинит зла. Кроме того, изумруд укрепляет память, оберегает от неверного шага, обостряет зрение человека. Изумрудный овал на иконе символизирует «рыбий пузырь» — Божественное могущество, которое окружает Христа.

Икона « Спас в силах» очень символична, она раскрывает тайны человеческого бытия, тайны Божественных энергий. Именно энергии Благодати и Премудрости человек призван стяжать в своей земной жизни, чтобы достичь Царства Божьего. Символами этих энергий  у иконописцев — исихастов и выступают красный и зеленый цвет.
Естественно красный цвет как символ Божьей Любви и Благодати становится доминирующим в иконописи. Красный использовали в качестве фона иконы, красным изображали хитон Спасителя, красными были плащи у апостолов, красным рисовали нимбы. Так как благодать – это Божественный дар, а не природная энергия святых, то ее символом выступал алый плащ. Богочеловек же, прежде всего, Бог и лишь потом – человек. Благодать – Его собственная энергия, и потому в иконописном образе Иисуса Христа символ благодати (Божества) – ближайшая к телу одежда (алый хитон).
Также широко используется такой художественный прием как «розовое вохрение пальцев», «розовые отсветы сферы в руке», что  символизирует «истечения» энергии Благодати из пальцев рук святых.
Зеленый цвет, который не жаловали византийские мастера, считая его «земным цветом», очень популярен был в исихастской иконописи, как символ Премудрости. Зелёные одежды святых на иконах показывают, что энергии Божественной Премудрости (Ума Христова)  были в числе их главных энергий.

Рассмотрим это на примере Иоанна Крестителя (Предтечи Христа), главным иконописным цветом одежд которого был зеленый. Предтеча призывал людей к покаянию. Слово покаяние произошло от греческого слова метанойя, что буквально в переводе на русский звучит как «перемена ума». В свою очередь  перемена ума  — это перемена образа мыслей, целей, желаний, стремление изменить свою жизнь. А духовное развитие начинается именно с такого устремления. Фактически, Предтеча указывал людям путь к « седьмому небу» через обновление ума, через изменение своих целей и помыслов в сторону духовного.
Стоит отметить и такой исихасткий иконописный прием, как  «зеленение ликов». Это когда зеленый цвет четко проявлен в лике (зеленые тени на лбу, шее и т.п.) Данный художественный прием призван подчеркнуть наличие в образе энергий Божественной Премудрости.

Синий же цвет, широко распространенный в византийской живописи, исихастами практически не использовался. Синий становится цветом полярным красному, цветом вещества. Согласно традициям в  период постов и во «дни памяти о Кресте Господнем» священнослужители облачаются в темно-синие одежды в знак памяти о страданиях вещественного тела Богочеловека.

Часть спектра от красного до зеленого принято относить к теплым цветам, от голубого до фиолетового – к холодным. Известно, что теплые и холодные тона  оказывают разное психофизиологическое воздействие на человека. Холодная гамма усиливает меланхолию, действует угнетающее.  Возможно,  это одна из причин,  по которой в храмовой росписи  исихастов синий цвет практически не использовался.
Исихасты использовали также другие цвета радужного спектра —  оранжевый, желтый, голубой цвет, которые, как известно, являются производными от оптического синтеза простых красного, зеленого и синего цвета. Синтез соединенных красных и зелёных лучей дает жёлтый, зелёных и синих лучей – голубой, синих и красных – пурпурный цвет.

Из этого следует,  что  использование желтого (золотого) цвета  на иконе  свидетельствовало об исполненности Божественных энергий Благодати и Премудрости.

Пурпурный цвет получается в результате оптического синтеза красного и синего цветов. Красный цвет – символ  Благодати, синий – символ вещества. Тогда пурпурный цвет одежд в иконописи означает вещество, преображенное энергией Благодати .

Фиолетовый образуется также от красного и синего цвета, но в нем уже больше синего, чем красного. Поэтому можно сказать, что фиолетовый цвет в иконе – символ вещества, которого Благодать коснулась.

Голубой цвет – производный от зеленого и синего. Тогда голубой цвет — символ вещества, очищенного (преображенного) энергией Премудрости, символ  свободной от греха «пречистой» человеческой природы. Такой безгрешной личностью была Дева Мария, Ее образу присвоили голубой цвет…

Весь художественный символизм исихастской иконописи  служит одной цели — художественными методами рассказать о Божественных энергиях, преобразующих вещественную природу. В нем заключен огромный опыт духовных созерцаний и богообщения. Конечно, символизм исихастов был понятен далеко не всем иконописцам. Поэтому на Руси, как и в Византии, он оставался мистическим знанием (христианским гносисом). А после всех потрясений и испытаний, которые пережила Русь, к нам дошли лишь отголоски знаний.  Но секреты геометрических форм и цветовой символики – это только маленькая частичка тайн, сокрытых в иконах!
Мы рассмотрели христианский период сохранения и передачи духовных знаний посредством икон. С этого момента есть смысл погрузится в историю еще глубже. Ведь история иконы своими корнями тесно связана с  древними дохристианскими цивилизациями Востока и Запада. Удивительные совпадение  с православными иконописными традициями были обнаружены при изучении культурного наследия Древнего Египта.
Оказывается – культ древнеегипетской  Богини Исиды имеет много общего с принятыми канонами изображения Богоматери, Девы Марии!

Исиду определяют, как Великую Мать, Мать-Прародительницу, созидательную божественную силу женского начала, богиню Любви, повелительницу морей и рек.  Деву Марию, в свою очередь, называют Богородицей (через любовь возрождающая в человеке общение с Богом), ее также именуют «Матерью Творения», «художницей всего», «Премудростью Божьею». Как уже упоминалось, образу Девы Марии  отвечает голубой цвет, а также зеленый – цвет, символизирующий Премудрость…  Эти же цвета были присущи  и древнеегипетской богине, они выступали символами вечной жизни и тесно связывались с культом плодородия, с цветом воды, дающей жизнь.
Следует отметить еще одно интересное совпадение между Древним Египтом и христианским каноном: в правую руку Великой Матери помещали цветок лотоса на длинном стебле.  Лотос  символизировал духовные знания, целомудрие, духовное плодородие, чистоту созидательной силы. В сценах Благовещения  на православных иконах Дева Мария также изображается с  лотосом, а точнее с  лилией в руке, как символом духовной чистоты.
Еще более удивительный факт обнаружился при сопоставлении одного из основных типов изображения Богородицы Оранты с изображениями Исиды. У Богоматери чашеобразно, полумесяцем подняты вверх руки и разведены в сторону, а на груди выделен круг, в котором находится Младенец Христос. Данное изображение имеет явное сходство с одним из основных атрибутов богини Исиды. На ее голове всегда помещался особый знак – полумесяц рожками вверх над которым находился  круг.  Если выйти за рамки Древнеегипетской культуры, то на дошедших к нам артефактах  Хараппской, Шумерской, Трипольской  и других культур можно также обнаружить подобный символ. Этот символ всегда связан с  образами богинь…
Имя богини Исиды в переводе с древнеегипетского на греческий обозначает «сиденье», «трон».  Такое значение связано с ее традиционным изображением. В глубокую древность Великую Праматерь изображали сидящей в позе куба – когда человек сидит, обхватив руками колени. Куб размещался на квадратном основании. Куб символизировал духовный мир, который человек может достичь, став Духовным существом. Квадратный камень был символом земного материального мира. Значительно позже в Древнем Египте стало популярным изображение Исиды уже не  в виде куба, а в виде сидящей женщины на  грани параллелепипеда, ногами богиня опиралась на квадратный плоский камень. По мере того, как утрачивались  определенные знания, куб превращался то  в трон, то в престол.  Не сложно заметить, что  распространенным вариантом изображения Богородицы есть  Матерь Божья восседающая на троне. А престол является главной принадлежностью православного храма.
Проследив на примере нескольких икон их связь с древними дохристианскими культурами, можно сделать вывод, что из поколения в поколение, из народа в народ передавались одни и те же знания, которые потом успешно обрастали мифами, легендами, ритуалами, обрядами. Во все времена существовали духовно сильные люди, такие как монахи-исихасты в христианский период,  взорам которых открывались истинные знания о Боге и смысле бытия. И везде по всему миру: в древних постройках, росписях, иконах, скульптурных изображения  продолжают жить символы, в которых предыдущие поколениями сохранили свои духовные знания для потомков. Что это за символы? Какую информацию они в себе содержат, как влияют на подсознание человека?


Чтобы расширить свои познания о тайнописи древних икон, проследить их  связь с древними культурами нашей планеты, рекомендуем вам обратиться  к серии книг «Сенсей» Анастасии Новых, а также  к ее новой книге  «АллатРа».  Вы узнаете уникальную информацию о символах и активных знаках, которые издревле использовались в иконописи, о воздействии цвета на психофизиологическое состояние человека, о лечебных свойствах красок, о древних мастерах и чудесах, свершавшихся благодаря святым иконам. Эти уникальные знания, в свою очередь,  помогут раскрыть  природу всех процессов, происходящих внутри каждого из нас и общества в целом! Скачать книги, содержащие столь ценную информацию, вы можете совершенно бесплатно на нашем сайте, перейдя в соответствующий раздел, или кликнув по цитате ниже!

 

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых (кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

Анастасия: Да, это изумительная икона по своей символике для знающих людей. Квадрат как символ земного с четырьмя Сущностями, ромб как символ куба, поставленного на один из углов — седьмого измерения, символика духовного преобразования и освобождения человека. Овал — обозначение личного энергетического пространства между человеком и его Сущностями, связь с иными мирами (измерениями). Христос находится в красном ромбе, то есть в седьмом измерении, в раю, на «седьмом небе», да ещё благословляющий таким значимым жестом правой руки! Да тут же все базовые знания о человеке и его духовных возможностях на пути к Богу! Ещё одно подтверждение: когда владеешь Знаниями — зрело осознаёшь ключевую суть информации, зафиксированной людьми в прошлом.
Ригден: В принципе, такой приём передачи Знаний использовался издревле. Причём, как правило, подобные, так сказать, базовые Знания располагали на самом виду. Достаточно посмотреть на знаки и символы, что окружают нас в жизни, или на традиционные религиозные изображения, или заглянуть в историю искусств народов мира, чтобы понять, что эти Знания были всегда.

—  Анастасия НОВЫХ - АллатРа

Автор поста: redaktor1

Нравится  

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Также Вы можете войти используя: ВКонтакте Facebook Twitter Google Yandex Mail.ru Одноклассники Livejournal Webmoney Rambler flickr flickr

Похожие посты