Тайны загадочной Чуди…


Однажды в деревне Усть-Кишерть, недалеко от Кунгура (Пермская область), во время весенней пахоты был совершенно случайно обнаружен клад – потемневшие от времени металлические пластины, изображающие фантастических животных и таинственных существ. Все выглядело так, как будто кто-то собрал священные вещи со всей округи и спрятал в земле. Даже сегодня ученые не знают, кто и когда сделал эти удивительные предметы и зачем их аккуратно собрали вместе и зарыли в землю. 

Граф Сергей Григорьевич Строганов, узнав об этих находках, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург. Так зародилось первое собрание изделий пермского звериного стиля, часть которой после революции бесследно исчезла (оставшаяся часть коллекции Строганова сейчас хранится в Эрмитаже).

Очень интересно, что есть и более ранние упоминания о странных древностях из Приуралья. В начале XVIII века Фридрих Вебер, который был посланником Ганновера при дворе Петра I (а позже он представлял уже Англию), рассказывает в своих записках «Das Veränderte Russland»о приуральских фигурках необычных животных и людей из бронзы, доставленных в кабинет Петра Первого. Дальнейшая судьба этих фигурок также не известна… Это становится более понятным, если учесть «особую» роль Петра I в формировании новой российской истории (исследование на эту тему вы сможете прочитать в ближайших выпусках нашей газеты).

В XIX веке эти удивительные находки рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала некая развитая загадочная культура.

И действительно, коми-пермяцкие предания утверждают, что образки сделал народ чудь – таинственное племя, которое жило в древности. И что племя это было непростое – они были «магами» и знали то, что было не известно другим народам. Чудь, согласно преданиям, ушла под землю – волшебный народ не захотел жить в меняющемся мире. 

Но почему коми-пермяки боялись этих древних изображений, не считали их своими, называли чудскими образками? Почему, обнаружив клад, коми-пермяки могли тут же выбросить его в реку или поскорее переплавить? Возможно, они боялись, потому что не знали с чем имеют дело, но понимали, что эти предметы несут в себе огромный смысл?

Для того, чтобы разгадать загадку этих древних находок, мы предлагаем вам отправиться вместе с нами в Пермский край, пообщаться с музейными сотрудниками и ведущими специалистами по пермскому звериному стилю, а также ознакомиться с многочисленными экспонатами в закрытых хранилищах музеев, и провести некоторые аналогии…


Первым делом, мы встретились с общепризнанным научным специалистом по пермскому звериному стилю, сотрудником Пермского краеведческого музея, Кулябиной Надеждой Викторовной.

       Ред.: Надежда Викторовна, расскажите пожалуйста, какой период официальная наука считает расцветом пермского звериного стиля?

       Н.В.: Считается, что расцвет художественного литья приходится в Прикамье на VIVIII века н.э. Однако зародился Пермский звериный стиль значительно раньше, где-то в VIIIIII веках до н.э. Но вообще, все находки ОЧЕНЬ сложно датировать. Одни и те же артефакты разные ученые могут датировать и V-IV веком до нашей эры, и VII веком нашей эры! Вот такой вот огромный разлет – более тысячи лет! То есть даже в нашей среде ученых нет четкого и единого определенного мнения, к какому же периоду относятся найденные предметы.

       Ред.: А как лично вы можете объяснить феномен чудских кладов, и того, что изображено на этих удивительных находках?

       Н.В.: Предполагать можно что угодно, но вот точно сказать невозможно! Лично я считаю, что чудские клады находят в местах, где когда-то были святилища и так называемые костища. Возможно, деревянные сооружения разрушились, остались только металлические бляхи и украшения. Теоретически это возможно: в уральских почвах действительно очень плохо сохраняются деревянные предметы, поэтому следы строений и не должны были остаться.

       Ред.: А есть ли аналоги этим находкам где-нибудь еще в нашей стране?

        Н.В.: Вообще, пермский звериный стиль часто сравнивают с сибирским звериным стилем. Но дело в том, что в Сибири он намного реалистичнее и проще. Бляхи, найденные в Сибири, изображают медведя или птицу. Нет ни человеколосей (людей с лосиными головами), ни ящеров, ни человечков с круглыми глазами «инопланетян», ни солярных знаков, и ничего подобного, что мы можем видеть в находках Прикамья. Во-вторых, клады сибирского звериного стиля содержат и другие предметы: монеты, стрелы, посуду… Бляхи и украшения пермского звериного стиля были своего рода священными книгами какого-то древнего народа. Образки рассказывали об устройстве мира, вселенной, о месте человека на земле. Чего не скажешь в полной мере о сибирском зверином стиле, который, скорее всего, является уже отголосками пермского, когда многие знания были уже утрачены со временем…

        Ред.: Так что же это такое – «пермский звериный стиль»?

        Н.В.:Каких только научных работ не написано про пермский звериный стиль! Каждый пишет все что хочет, потому что никаких твердых доказательств ни одной из теорий попросту нет. Некоторые вполне уважаемые в научных кругах исследователи публикуют даже целые научные работы о связи пермского звериного стиля с цивилизациями шумеров или даже майя. Но лично я такого никогда говорить и писать не буду. А предполагать могу что угодно… Но это будет лишь предположением до тех пор, пока не найдутся какие-либо твердые научные доказательства…

Ну что же, осмотр коллекции Пермского краеведческого музея и общение с ведущим научным сотрудником породило лишь еще больше вопросов. Поэтому мы отправились в город Чердынь, музей которого может смело похвастаться одной из самых богатых и интересных коллекций изделий пермского звериного стиля. Тем более, что большинство находок было сделано именно здесь – в Чердынском районе…

       Ред.: Лариса Анатольевна, вы, как хранитель фондов Чердынского краеведческого музея, можете ли рассказать нам о хранящейся у вас в музее коллекции, и о мифах народа, создавшего эти вещи?

       Л.Р.: У нас представлена лишь часть коллекции, собранной отцом и сыном Теплоуховыми, служившими лесничими у Строгановых. Ф.А. Теплоухов выступил и как один из первых систематизаторов и классификаторов пермского звериного стиля. Вообще, большая часть их коллекции после революции бесследно пропала. А те вещи и клады, которые находятся сейчас, в основном оседают в частных коллекциях, и у научных сотрудников нет никаких возможностей их изучить. А вот насчет мифов народа, создавшего эти предметы – конечно же, ничего не известно. Мы черпаем информацию только из доступных ученым коллекций, из анализа сложных многоуровневых изображений. Но у разных ученых, стоит признаться, существуют совершенно разные трактовки и предположения. Чаще всего говорят о чуди, но ничего конкретно об этом не знают. Куда она пропала, где она жила, во что верила… Сохранившиеся изображения в бронзе сюжетов загадочных существ и фантастических животных до сих пор не изучены учеными и сохраняют множество загадок…

       Ред.: Так что же такое эта самая «чудь»? Что об этом известно науке?

       Л.Р.: Самое интересное, что про нее ничего конкретного не известно. В нашем пермском крае проводились опросы среди коми-пермяков и коми, изучался народный фольклор, и только благодаря этому стало известно о существовании когда-то давно в наших краях каких-то совершенно других людей. Этот таинственный народ предания называют «чудь белоглазая», обладавшая особой красотой и статью. Этот народ владел тайной магии, обладал глубокими знаниями о пространстве и времени. Однако он загадочно исчезает, и следы его теряются во времени. Похоже, что в этом обществе доминировали женщины. Во всяком случае, металлургами были женщины. В пользу такой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях… Лично от себя могу сказать – каждую бляшку нужно рассматривать отдельно и очень внимательно – каждый сюжет неповторим и сложен одновременно, и он наверняка несет в себе очень много информации, которую наука пока не может расшифровать…

И снова мы натыкаемся на стену необъяснимости… Где же искать ответы на наши вопросы? Мы решились обратится к альтернативному пермскому исследователю – Борису Эренбургу, который провел собственное расследование и дает свой вариант ответов:

       Б.Э.: Ничто не пропадает бесследно. Есть всемирная история искусств и научного знания, это по моему мнению, и есть Единое знание человечества прошлого. Совпадения артефактов в разных культурах по всей планете могут быть случайными, а могут и нести одинаковый смысл значений…

 

Честно говоря – нельзя сказать, что все из этого ответа сразу становится понятным…

Какие же все все-таки знания или информация зафиксированы на найденных предметах из Приуралья? И кто их оставил?

Давайте проведем анализ древних артефактов – и вы увидите очень интересную закономерность и множество совпадений…

Продолжение читайте в декабрьском выпуске газеты «Сокровенник»

Автор поста: Сокровенник

Нравится  

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Также Вы можете войти используя: ВКонтакте Facebook Twitter Google Yandex Mail.ru Одноклассники Livejournal Webmoney Rambler flickr flickr

Похожие посты