Теория разбитых окон поможет изменить мир!


Как часто, проходя по улицам родного города и наблюдая груды разваленного мусора, вы мысленно осуждаете тех, кто не считает нужным выкидывать мусор в мусорную корзину? «Как это противно, я так не поступаю, так почему все остальные кидают мусор прямо на улице? Неужели им приятно жить в свинарнике?» — так думает каждый из нас. Нам всегда кажется, что к тому беспорядку, который царит вокруг нас, мы не имеем никакого отношения. Виноваты все остальные, но только не мы. Конечно, бороться с мусором на улицах — это все равно, что бороться с жителями этих улиц. Разве можно переделать всех людей сразу? Оказывается, можно. В 80-х годах 20 века была создана «теория разбитых окон» — метод, исследующий стадное массовое поведение с точки зрения эпидемий. Этот метод был успешно апробирован и проверен в подземке Нью-Йорка, и сегодня учеными доказано, что с его помощью можно массово менять привычки и поведение людей в общественных местах!

Как боролись с преступностью в метро Нью-Йорка

Теория «разбитых окон» была создана в США криминалистами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году. Теория утверждала, что такие мелочи, как разбитые окна или граффити на стенах, имеют решающее значение при распространении преступности в городе. Почему? Потому что люди, видя отсутствие порядка в мелочах, автоматически начинают считать, что останутся безнаказанными, нарушая закон и порядок в любой степени. Одно разбитое, неотремонтированное окно приведет к тому, что вскоре в районе разбитые окна станут нормой, а это, в свою очередь, приведет к более серьезным нарушениям порядка. Причина тому – неосознаваемое стадное чувство.

По сути, теория «разбитых окон» — это эпидемиологическая теория преступности, которая считает преступность такой же заразной эпидемией, как, например, эпидемия моды на какие-нибудь вещи. И переломить эту эпидемию не помогут люди, проповедующие законное поведение. Поможет изменение контекста – тех самых мелких обстоятельств среды, которые побуждают людей совершать правонарушения. Эта весьма оригинальная теория была взята на вооружение Дейвидом Ганном – директором подземки Нью-Йорка в 1980-е годы.

В то время нью-йоркское метро представляло из себя поистине устрашающее место. Там царила невообразимая эпидемия преступности. Разгул уличных банд из неблагополучных районов привел к тому, что обычные люди просто боялись ездить в метро. Бернхард Гоетц, застреливший в вагоне метро подростка-хулигана, вымогавшего у него 5 долларов, был оправдан судом и встречен ликующей толпой. Настолько люди были возмущены тем, что творили подростковые банды в подземке средь бела дня. Нечего говорить и об инфраструктуре – вагоны были грязные, изрисованные и загаженные, и никто не считал нужным платить за проезд. Большинство просто перепрыгивали через турникеты, и никто их не останавливал.

Казалось бы, в таких условиях нужно было предпринимать какие-то глобальные решительные меры. Однако Дейвид Ганн был приверженцем теории «разбитых окон» и пригласил в качестве консультанта Джорджа Келлинга, автора этой теории. С 1984 по 1990 год они вели беспощадную войну с такими, казалось бы, незначительными вещами, как граффити и безбилетный проезд. Ни один вагон среди бела дня не мог выехать на рельсы, если на нем была хоть одна надпись. Все рисунки сразу же стирались или закрашивались свежей краской, из раза в раз. Смысл этого сизифова труда был в том, чтобы донести до вандалов четкое послание: их рисунков никто не увидит.

С безбилетным проездом боролись более серьезными методами. На станциях возле турникетов были размещены переодетые полицейские. Зайцев отлавливали, надевали на них наручники и выстраивали в ряд на платформе до завершения ловли. Смысл этих представлений был в том, чтобы донести до всех людей, что руководство и полиция настроены крайне серьезно в отношении безбилетного проезда. В отношении всех арестованных проводилась проверка, и частенько обнаруживались более серьезные нарушения – например, ношение оружия. Вскоре «плохие парни» поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд.

В 1994 году теория «разбитых окон» была применена мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани в рамках всего мегаполиса – полицейских побуждали заниматься самыми мелкими нарушениями порядка на улицах, такими как публичное пьянство и мочеиспускание, разбрасывание пустых бутылок, попрошайничество на дорогах и прочее. Количество арестов резко возросло. Уровень преступности, достигнув своего пика в 1990 году, начал стремительно падать. Количество убийств снизилось на две трети, а число тяжких преступлений — в 2 раза. В метро к 2000 году совершалось на 75 % меньше преступлений, чем в начале 90-х. Этот уникальный опыт подтвердил, что люди крайне восприимчивы к изменениям внешних условий и обстоятельств.

«Мусорные» эксперименты социологов

Конечно, эта необычная теория вызывала сомнения многих ученых. Неужели несоблюдение некоторых общественных правил одними людьми может толкать других людей на нарушение других правил? Социологи Гронингенского университета  (Нидерланды) решили исследовать этот вопрос на практике и провели ряд занимательных экспериментов.

В первом опыте ученые использовали стену, возле которой жители города парковали свои велосипеды. На стене был огромный знак, запрещающий на ней рисовать, и стена была чистой. Исследователи повесили на каждый велосипед рекламный буклет и затем наблюдали, что владельцы велосипедов делали с этой рекламой. Урн рядом не было, поэтому можно было увезти бумажку с собой, выбросить ее на землю или повесить на другой велосипед. Соблюдением общественных норм считался только первый вариант. В итоге культурные нормы нарушили 33% велосипедистов. Затем стену раскрасили бессодержательным граффити и провели еще одно наблюдение за поведением людей. В этот раз уже 69% велосипедистов выбросили рекламу на асфальт.

Второй эксперимент проводился на парковке. Главный вход на нее был перегорожен забором, в котором была оставлена дырка. На заборе висел знак, запрещающий пристегивать велосипеды к нему, плюс была надпись «Вход на парковку 200 метров справа». Исследовали стали наблюдать, сколько процентов автомобилистов, подойдя к парковке, пойдут в обход, а сколько полезут через дырку в заборе. В первом случае порядок не был нарушен – рядом с забором было поставлено несколько велосипедов, не пристегнутых к нему. Во втором случае порядок был нарушен – велосипеды были пристегнуты. В итоге в первой ситуации в дырку пролезли 27% автомобилистов, а во второй – целых 82%.

Третий эксперимент проводился на подземной парковке супермаркета. На машины были повешены, как в первом случае, рекламные бумажки. В качестве сигнала нарушенного или соблюденного порядка использовали знак «Возвращайте взятые из магазина тележки». В первом случае на парковке тележек не было, во втором – стояло несколько, якобы не возвращенных, тележек. В результате в первом случае 30% водителей выбросили бумажку на пол, во втором – уже 58%.
Еще в одном эксперименте нарушение правил было звуковым. Дело в том, что в Нидерландах в предновогоднее время запрещено запускать петарды и фейерверки. Выяснилось, что жители, слыша звук разрывающихся петард, гораздо чаще мусорят на улицах.

В двух последних экспериментах людей попытались спровоцировать на более значительное преступление – мелкую кражу. В почтовый ящик помещался конверт с прозрачным окошком, через которое было видно, что внутри лежит купюра в 5 евро. Уголок конверта немного торчал, и его можно было легко вынуть из ящика. В первом случае, при отсутствии явных нарушений порядка, 13% прохожих вынули конверт из ящика. Во втором случае ящик был разрисован, и уже 27% присвоили конверт себе. В третий раз вокруг почтовых ящиков был разбросан мусор, и мелкую кражу совершили 25% прохожих.

Польза стадного чувства

Эти эксперименты убедительно показывают, что стадное чувство при нарушении культурных норм играет значительную роль. Мы бессознательно берем пример с других, видя нарушение общественного порядка. Например, мы считаем незазорным выкинуть мусор на обочину, если он там уже имеется. В психологии есть такое понятие, как «контекст». Мы даже не подозреваем, насколько этот самый окружающий контекст влияет на нас. Если мы живем в доме, жители которого друг с другом приветливо здороваются, мы автоматически начнем со всеми здороваться. А если мы выбросили в подъезде мусор, тем самым мы провоцируем всех остальных поступать так же.

Так давайте будем провоцировать окружающих на позитивные вещи, ведь это реальный инструмент – как говорится, пример заразителен. Если мы не будем рабами чужих привычек, не будем идти на поводу, когда нас провоцируют на стадные поступки, наш мир в целом станет гораздо более приятным. О психологии толпы, о манипуляциях нашим же сознанием и о том, как их избежать, вы тем временем гораздо больше сможете узнать из книг Анастасии Новых «Сэнсэй». Книги доступны на нашем сайте для бесплатного скачивания, некоторые части и в аудио формате. Очень их вам рекомендуем!

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых (кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

— Конечно, люди, но это глупые люди. Это рабы, которыми управляли умные люди и будут управлять, каким бы красивым словом это управление ни называлось. Ибо человек в толпе — это уже не индивидуальность, это всего лишь часть толпы. В массе он не способен мыслить самостоятельно, реально оценивать ситуацию и «факты», щедро рассыпаемые оратором. Потому что человек — в толпе, видит тысячи таких же, как он, и воодушевлён этим единением, огромной силой. Это действительно большая сила, но не этого человека и не каждого в отдельности из той массы тел. ...Поэтому, как ни крути, но стадо оно и есть стадо, которое с блеянием ведётся на поводу у опытного пастуха. Правда, сейчас управление стадом называют более красивыми словами, но смысл от этого не меняется.

—  Анастасия НОВЫХ Сэнсэй III

Автор поста: Avreli

Нравится  

Один отзыв на «Теория разбитых окон поможет изменить мир!»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Также Вы можете войти используя: ВКонтакте Facebook Twitter Google Yandex Mail.ru Одноклассники Livejournal Webmoney Rambler flickr flickr

Похожие посты