«Игры разума» в Липецке

«Игры разума» в Липецке

Каждый день примеры десятков тысяч людей во всём мире подтверждают, что творить добро может каждый. Лучшее, что в нём есть, человек может реализовать, используя те ресурсы, которые есть в его жизни и привычны настолько, что мы их иногда не замечаем, –  это любимая работа, личные знания и навыки, и, конечно, большое желание что-то изменить вокруг к лучшему. Делая что-то для общества мы сами обогащаемся. Опыт созидательных дел приносит в жизнь положительные обстоятельства, интересные знакомства и новые знания. Яркий пример этому музей «Игры разума», созданный на безвозмездной основе в Липецкой областной научной библиотеке по инициативе её сотрудницы, специалиста по связям с общественностью, Дины Кюнбергер.

Дина Кюнбергер

Добро пожаловать в музей

«Игры разума» – это интерактивный библиотечный музей, рассказывающий в доступной форме о естественных науках. Он призван показать, насколько интересными, а, главное, полезными могут быть естественные науки. Проект «Игры разума» занял призовое место на конкурсе «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова, благодаря чему библиотека получила грант на его реализацию.

Вот что рассказывает о начале этого дела сама Дина: «Потратить пришлось не один месяц. Бюрократические тонкости, официальные подсчёты – для гуманитариев сложное испытание. Не было твёрдой уверенности, что заслужу грант. Конкуренция высока!

Но знаю, что дело, начатое с любовью и желанием принести пользу обществу, как правило, находит одобрение.

Мне хотелось, чтобы экспонаты музея помогли понять людям, что знания естественных наук, полученные в школе, полезны и применимы в жизни».

Без опытов не обойтись

Проект включает в себя несколько составляющих: интерактивный научный музей (17 экспонатов), лекторий по научным дисциплинам – физике, химии, робототехнике, географии, биологии, и, наконец, экскурсии на производственные площадки. Экскурсии – самые важные составляющие проекта: они помогают показать, что наука действительно применима на практике. Например, на Новолипецком металлургическом комбинате, участники экскурсии своими глазами видели выплавку металла в доменной печи, и все были в восторге!

Что касается лектория, то обязательное условие его работы – совмещение теории с практикой. А значит не обойтись без проведения опытов. Занятия проходят по субботам и воскресеньям и пользуются огромной популярностью у горожан! Например, на некоторые лекции по физике или химии приходило порядка 100 человек!

Посидеть на гвоздях и завязать шнурки пассатижами

Основное количество экспонатов библиотека закупала. А некоторые Дина вместе с другими сотрудниками изготовили сами. Например, потратили не один месяц, составляя рецепт мыльных пузырей, способных растягиваться длиннее человеческого роста. Зато теперь каждый посетитель может побывать внутри такого пузыря.

внутри мыльного пузыря

Также гости музея имеют возможность попробовать завязать шнурки на ботинке с помощью пассатижей, ощутив, каково делать это механическим рукам робота.

Экспонаты в музее, на первый взгляд, очень простые, но в то же время они прекрасно подходят для объяснения законов математики и физики. Например, в музее есть стул, в сиденье которого вбито две тысячи гвоздей остриём вверх. Когда их трогаешь, то понимаешь, насколько они острые – можно проткнуть палец. Однако если на этот стул сесть, то больно не будет. А всё объясняется обычным физическим законом: чем больше площадь, тем давление меньше. Это знание очень полезно с практической точки зрения и даже может помочь сохранить жизнь. Например, если человек провалился под лёд, то нужно лечь на лёд и ползти, а ни в коем случае не бежать по нему.

эксперимент

На лекциях можно увидеть самые разные эксперименты. Например, работники музея показывали, как собрать батарейку из лимона или как сделать маленький двигатель, демонстрировали, чем вредна Coca Cola, и многое другое. Всё, о чём шла речь на лекциях, было специально взято из повседневной жизни, а потому максимально понятно и полезно.

О запоминающихся случаях

Аудитория музея – совершенно разного возраста. Это дошкольники, школьники и их родители, студенты и даже пенсионеры.

Дина Кюнбергер вспоминает об особо интересном случае: «К нам на лекции ходил мальчик с бабушкой.  Ребёнок ещё маленький, наверное, семи-восьми лет. Но он не пропускал ни одной лекции, а потом с интересом изучал книжные выставки, которые мы обязательно готовим по каждой теме. В результате, мальчик заставил бабушку записаться к нам в библиотеку (по правилам в научную библиотеку записывают с 14 лет, поэтому мальчик пока ещё не мог стать нашим читателем) и взять интересующие его книги в абонементе.

Липецкая областная универсальная научная библиотека

И уже после бабушка рассказывала, что внук всерьёз увлёкся наукой, дома самостоятельно ставит опыты и читает специальную литературу».

Дело, нужное людям

По складу мышления я гуманитарий, – рассказывает Дина. – В какой-то момент поняла, что мои знания о естественных науках мизерные. Хотя на самом деле, это очень интересное направление и с естественными науками в том или ином виде мы в повседневной жизни сталкиваемся на каждом шагу. Толчком к таким раздумьям был цикл лекций по астрономии, который я посещала с большим интересом. Тогда-то и пришло осознание, что таких, как я, кто хотел бы побольше узнать о естественных науках, много. На этот проект у меня ушло много сил, но когда вижу полный зал людей с горящими глазами, то понимаю, что делаю что-то нужное людям».

Проект «Игры разума» имеет естественное следствие, которое работники библиотеки считают очень важным. После лекций и экскурсий люди приходят в библиотеку и становятся, как выражаются сотрудники, «нашими читателями». Это действительно важно, поскольку способствует популярности библиотеки, как культурного центра и, в первую очередь, источника знаний.

библиотека



Комментарии (0)

Написать комментарий

Цитата дня

Страх, порожденный воображением, видит опасность даже там, где ее вовсе нет…

— Анастасия Новых, Сэнсэй Исконный Шамбалы

Новый номер



Комментарии