Как появились ноты?

Как появились ноты?

Те ноты, которыми сегодня пользуются музыканты, нам кажутся настолько естественными, что трудно себе представить, что когда-то их не было. Хотя определённые нотные системы в разное время существовали в древних культурах Египта, Индии, Персии и Китая. В Китае и Египте в качестве нотных знаков использовались иероглифы, в Вавилоне предположительно применялась идеографическая (слоговая) запись музыкальных звуков с помощью клинописи. В Древней Греции высота звуков обозначалась буквами алфавита.

Когда сформировалась христианская культура, вопрос записи музыки стал особенно актуальным для церковных музыкантов и певцов.

Ведь в первые века христианства церковные гимны не записывали никак, а заучивали на слух, причём репертуар был довольно обширным.

В начале средних веков в католическом пении в качестве нотных знаков стали использовать невмы. Знаки невменной системы обозначали только направление движения голоса. Ни высоту, ни длительность звуков они не показывали. В богослужебных книгах невмы надписывались над текстом и представляли собой точки, чёрточки и маленькие завитушки. На Руси также существовала запись музыки с помощью невм.

невмы

Соответствующие знаки назывались знамёнами или крюками. Русское крюковое письмо сформировалось к концу XI века и произошло от Византийской невменной нотации после принятия Русью христианства.

Современная линейная система появилась благодаря теоретику музыки и педагогу, бенедиктинскому монаху Гвидо д'Ареццо. Ещё до него к 900 году сформировался обычай проводить красную черту, как высотный ориентир для ряда невм, чтобы показать, где петь высоко, а где – низко. Иногда сверху проводили вторую вспомогательную линию жёлтого цвета. Гвидо усовершенствовал эти наработки: он провёл четыре линии. И всё ради своих учеников! В Ареццо был монастырь, где Гвидо занимался с хором мальчиков, обучая их церковному пению. Занятия хора начинались с распевки – гимна святому Иоанну Богослову. Особенностью исполнения гимна было то, что каждая новая строфа начиналась со звука, стоящего на ступень выше предыдущего.

Для того, чтобы помочь своим ученикам запомнить мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо разместил первые слоги каждой строчки первого куплета на четырёх линеечках в виде квадратных значков.

Значки располагались как на линиях, так и между ними, и каждый квадратик соответствовал определённому звуку. Перед вами куплет гимна:

куплет гимна

«Ut queant laxis (Ut, ут)

Resonare fibris (Re, ре)

Mira gestorum (Mi, ми),

Famuli tuorum (Fa, фа)

Solve polluti (Sol, соль)

Labii reatum (La, ля)».

Позже нота «Ut» (ут) для благозвучия была заменена на «до», от Dominus (Господь). Ещё одна нота «си» была добавлена только в XVI веке и названа по первым буквам обращения к святому Иоанну – Sancte Ioannes. Эти названия сохранились до наших дней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. К XVII веку нотная запись приобрела современный вид: появились скрипичный и басовый ключи, диезы, бемоли и бекары, ноты стали рисовать круглыми, а к четырём линеечкам, придуманным Гвидо, добавили пятую.

нотная запись

Мир музыки чарует нас великолепием разнообразных произведений. С древних времён люди знали о свойствах музыки и умели их использовать во благо в разных сферах жизни. Например, в Китае и Японии хорошо развито искусство музыкотерапии, которое заключается в умении вызвать нужный резонансный эффект в конкретном органе с помощью определённых отдельных звуков или же специально подобранной мелодии. В результате происходит оздоровление органа.

в мире музыки

Более того, при помощи гармоничной музыки можно улучшить общее самочувствие, поднять настроение, работоспособность или же, наоборот, расслабиться, снизить болевую чувствительность, нормализовать сон и многое другое.

/Анастасия Новых "Перекрестье. Исконный Шамбалы"/

Кстати, подобными оздоровительными свойствами наделена народная, а также классическая музыка, которая в совокупности своей позволяет обогатить внутренний мир человека и помогает задуматься о его духовной сущности. А что может быть в жизни человека главнее, чем раскрыться духовно и постичь прекрасное и вечное внутри себя!

в мире музыки



Комментарии (0)

Написать комментарий

Цитата дня

Высший смысл жизни каждого индивида – в познании своей души. Остальное все временно, проходяще, попросту пыль и иллюзия.

— Анастасия Новых, Сэнсэй Исконный Шамбалы

Новый номер



Комментарии