Махатма Ганди. Урок человечности.

Махатма Ганди. Урок человечности.

Одним из самых ярких примеров единения множества людей служит освобождение Индии от колонизации Великобританией, произошедшее не так давно – в ХХ-м веке.

флаг ИндииОчень немногие знают об этом историческом факте, так как, несмотря на беспрецедентность, его изучение не входит в учебную программу школ, профессиональных учебных заведений и ВУЗов СНГ и стран с более высоким материальным уровнем жизни. Поэтому давайте рассмотрим пример подлинной человечности, отваги, внутренней стойкости и, главное, единения людей, которое без единого выстрела, ненасильственными методами смогло освободить одну из самых многочисленных стран на Земле от колонизации другим государством.

Всё началось с того, что молодого индийского юриста Мохандаса Ганди буквально выкинули из купе первого класса расистски настроенные британцы.

Мохандас ГандиОбразованный и весьма эрудированный индус знал о том, что подобное проявление является лишь частью большого айсберга презрения англичан к индусам, особенно в Южной Африке, и Мохандас решил во что бы то ни стало искоренить эту несправедливость. Но ему были чужды террористические настрои, поэтому он решил пойти ненасильственным путем гражданского неповиновения несправедливым законам, ущемлявшим права индусов. В те времена жители Индии не только не имели права ездить первым классом, но и даже не могли ходить по тротуарам. А также были обязаны носить с собой дополнительное удостоверение личности, чего не должны были делать другие граждане Британской империи. И первое, с чего Ганди решил начать ликвидацию этих несправедливостей, была акция гражданского неповиновения в 1906 году, которая была названа «сатьяграхой» (в переводе с санскрита «упорством в истине»).

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви». Основная идея — в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через: отказ от насилия (ахимса) и готовность переносить боль и страдания. Целью сатьяграхи являлось превращение соперника в союзника и друга.

Считалось, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривал сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Символом новой сатьяграхи стала чаркха – традиционная индийская прялка. По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Ганди с прялкой

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок: их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки.

Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

И если сначала желающих следовать за идеей Ганди было немного, то со временем их становилось всё больше и больше. Людей объединяло то, что они видели искренность намерений Мохандаса Ганди, несмотря на побои и постоянные аресты, потерю престижной работы и прочие вещи, за которые обычный человек цепко держится на протяжении всего своего скоротечного земного существования.