О чём расскажут древние узоры?

О чём расскажут древние узоры?

Учёные уже не скрывают тот факт, что не только наскальные рисунки (петроглифы), но и замысловатые узоры на старинной посуде и предметах быта — не что иное, как зашифрованные древние знания о мироздании. Поэтому в последнее время всё больший интерес у людей вызывает народная роспись, богатая узорами и орнаментами, которая постепенно возвращается в нашу жизнь.

Многие из нас на подсознательном уровне стремятся окружить себя древними символами и знаками в домашней обстановке, чувствуя, что в этих старинных узорах скрыто нечто очень важное.

Возможно, все эти символы и знаки являются своеобразным посланием из глубины веков для современного человека? Давайте попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Северная Двина

В русском народном творчестве живой интерес представляют крестьянские росписи Северной Двины. Выделяют несколько видов росписи, в том числе пермогорскую, борецкую, ракульскую. Пермогорская пермогорская прялкароспись — это русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Наиболее ранние изделия датируются во временном диапазоне на рубеже XVIII и XIX столетий, но, учитывая бытовой утилитарный характер большинства изделий, можно предположить, что история собственно пермогорской росписи уходит в глубину веков более чем на два столетия, прослеживаемых по дошедшим до нас предметам.

Росписью покрывалась берестяная и деревянная посуда, детские колыбели, ларцы, сундуки. Но более всего расписывались прялки. Интересно, что для росписей левого берега Двины характерен растительный узор из гнутых и завитых листьев, почти тождественный пучужским и борецким узорам. Но имело пермогорье и свой особый рисунок сочного листа-тюльпана, являвшегося либо подножием выраставших из него узорочных побегов, либо представлявшего собой цельный и вполне самодостаточный элемент орнамента. Для пермогорья был характерен также забелённый фон, по которому шла роспись в основном в оранжевых и красных тонах, с дополняющими основной цветовой фон зелёными и жёлтыми элементами. Наибольший же интерес вызывают не тюльпан в форме косого крестасами тюльпаны, а схема их расположения. Часто тюльпаны изображаются по типу косого креста, а это указывает на то, что в данном орнаменте зашифрованы древние знания об энергетической конструкции человека, о которой мы подробно рассказывали ранее в одном из выпусков газеты «Сокровенник». Если равносторонний крест в древности был символом просто человека, то косой (провёрнутый) крест и его вариации (часто с кругом в центре) уже означали Личность, движущуюся по пути Знания, владеющую сакральной информацией о человеке и медитативных практиках на четыре Сущности в энергетической конструкции человека.

Помимо символа косого креста в орнаментах пермогорской росписи очень часто можно увидеть изображение птицы Сирин, широко известной благодаря славянским мифам и легендам. Сирин, как правило, изображается с головой девы, которую украшает венец или окружает нимб — символ святости в христианстве.

птица СиринА в глубокой древности пение этой птицы отождествлялось с божественным словом, входящим в человеческую душу. Дело в том, что в мифологии народов мира птица издревле ассоциировалась с духовными понятиями: с Духовным Существом, «пришедшим с Неба», из «иного мира», а также с Передней сущностью в энергетической конструкции человека. Изображение крыльев как таковых у многих народов означало связь с иными мирами, измерениями, являлось символом возвышения Души в Вечность духовного мира после смерти тела в материальном мире.

Другим широко распространённым видом росписи Северной Двины является борецкая борецкая шкатулкароспись, яркий «цветочный» орнамент которой также изображается на белом фоне. Борецкая роспись является сюжетной росписью. Темой для сюжетной сцены мог стать приезд жениха, свадебный выезд, а также повседневный труд и быт крестьян и ремесленников, населяющих эти северные территории. Наряду с сюжетной линией часто изображалось Древо Жизни или Мировое Дерево, в коем есть Древо Жизнидва таинства: Жизнь и Познание. Основными элементами росписи являлись трилистник и дужка с горошинами. Они дополнялись розанами и тюльпанами, мелкими растительными элементами, разноцветными птицами. При этом особое внимание хотелось бы обратить на изображение трилистника.

изображение трилистника

Как известно, абсолютно каждый цветок или завиток в древнем орнаменте что-то значил и имел глубокий смысл. Не является исключением и трилистник. В древности он часто ассоциировался с бутоном цветка лотоса.

ЛотосА лотос у многих народов мира почитается как священный цветок, символ духовной чистоты. Подобно человеку с чистой душой, к которому не пристаёт никакая скверна этого мира, лотос вырастает из грязи, оставаясь при этом чистым и незапятнанным. Именно лотос был одним из первых символов бессмертия, воскрешения у разных народов в значении духовного преображения человека.

ракульская росписьОчередное самобытное явление в ряду северных росписей — ракульская роспись, распространённая в деревнях по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину. Ракульская роспись абсолютно не похожа на соседние росписи: она многоцветна, но не ярка, при этом очень живописна при минимуме элементов в орнаменте. Основное место в ракульских росписях занимает благородный, чуть приглушённый золотисто-жёлтый цвет. Этот цвет сочетается с ракульская роспись - ковшестественным цветом небелёного фона. Помимо повсеместно популярного красного, в ракульской росписи широко используется тёмный лесной зелёный цвет. Для ракульской росписи наряду с растительным узором характерно изображение птичек, намеченное тонкой штриховкой, с вздёрнутым хвостом, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Помимо росписей Северной Двины необычайный интерес представляет городецкая роспись, родиной которой является Поволжье, а именно сёла и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги, чистой и светлой речушки Узолы. Название «городецкая» появилось лишь в 30-х годах городецкая росписьпрошлого века после публикации работ одного из самых известных исследователей народной культуры В. М. Василенко. В более ранних изданиях речь идёт о «нижегородской росписи» или о «курцевских красильщиках». Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари, а также имел мастерские по росписи дерева. Отличительная черта этой яркой, но лаконичной росписи — наличие жанровых сцен, фигурок коней, петухов, цветочных узоров. Но вот что самое интересное: если внимательно приглядеться к изображению «городецких» цветов, можно разглядеть круг и полумесяц в качестве основных элементов рисунка! А это наводит на мысль о том, что старинная живопись была не просто украшением.

Через искусство люди стремились передать знания будущим поколениям о предназначении человека.

городецкая роспись

Ведь именно круг и полумесяц в древности были значимыми символами духовного развития: круг являлся символом души, а символический знак полумесяца рожками вверх — символом человека, который духовно освободился ещё при жизни. Сочетание этих двух символов в древности было известно в качестве знака АллатРа — проводника созидательной силы Бога. Этот знак является постоянно активным и взаимодействует с видимым и невидимым миром, оказывает влияние на энергетическую конструкцию человека, независимо от того, понимает человек это или нет. Но всё-таки основное действие знака зиждется на выборе человеческом.

городецкая роспись

Если в человеке доминирует Духовное начало, этот знак усиливает созидательную, духовную силу человека. А если в человеке доминирует Животное начало, этот знак остаётся по отношению к нему нейтральным.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что древние узоры не только украшали жизнь простых крестьян и ремесленников, но являлись также своеобразной «азбукой» духовных знаний, напоминая людям об их истинном предназначении. А это значит, что наши предки, несмотря на очень скромные бытовые условия, в духовном отношении были гораздо более развиты, чем нынешнее общество.

Городец

Дорогие читатели, если вас заинтересовала тема древних символов и знаков, которые сплошь и рядом окружают нас в повседневной жизни, вы можете более подробно ознакомиться с этой информацией, скачав бесплатно из электронной библиотеки нашего сайта www.sokrovennik.ru книгу Анастасии Новых «АллатРа». Также можете заказать её в издательстве «Аллатра Русь» с доставкой во все города России по издательским ценам, оформив заказ на сайте издательства www.allatra.ru или по телефону +7 (925) 755-57-28.

/Татьяна Якиманская/



Комментарии (0)

Написать комментарий

Цитата дня

Если будешь снисходителен к злу, не заметишь, как станешь равнодушным к добру. Однако, наказывая зло, надо уметь вовремя остановиться. Только так ты сможешь избежать опасности, которая таится внутри тебя. Побеждающий не гордится, не насилует, не ликует. Он побеждает…
и в первую очередь самого себя. Так что наказывая зло, нужно помнить о добре.

— Анастасия Новых, Сэнсэй Исконный Шамбалы

Новый номер



Комментарии