Славянский Даждьбог и кельтский Дагда — мифический персонаж или реальная личность?

Славянский Даждьбог и кельтский Дагда — мифический персонаж или реальная личность?

Наиболее почитаемым Божеством у древних славян был Даждьбог — Бог солнца и податель благ. В нем воплощались вечные и добрые свойства солнца — тепло и свет. С ним связывали незыблемость постоянного круговорота природы и обеспечение жизненного благополучия людей. По представлениям наших предков, Даждьбог отмыкает лето и замыкает зиму, являя себя миру в виде четырех ликов-ипостасей, связанных с ключевыми положениями Солнца на небосклоне: зимнее солнцестояние — Коляда, весеннее равноденствие — Ярило, летнее солнцестояние — Купало и осеннее равноденствие — Световид. Праздник Коляды (молодого Солнца) обычно попадал на период зимних святок: с 21-22 декабря (дней Зимнего Солнцеворота) до 6 января. Именно с рождением Солнца-младенца у славян начинался весенний цикл плодородия — день становился длиннее, зима постепенно отступала, поэтому праздник Коляды означал наступление весны. В славянском Пантеоне Богов Коляда — молодое солнце, которое заступает на пост вместо старого (Световида). Это молодое, веселое, игривое божество дарило не только праздник и обновление природы, но и надежду на счастливое будущее! Считалось, что давным-давно это божество явилось людям в дни Зимнего Солнцестояния, чтобы рассказать о возможностях духовного возрождения и перехода в иную жизнь, где нет места печалям и невзгодам материального мира.

Даждьбог отмыкает лето и замыкает зиму, являя себя миру в виде четырех ликов-ипостасейВ связи с этим особый интерес вызывают замечания автора «Слова о полку Игореве», с горечью вспоминавшего о временах княжеских междуусобиц, когда «погибало достояние Даждьбожьего внука». Там же говорится о тяжких последствиях поражения Игоря от половцев, когда «…невеселое время настало... Встала обида в силах Даждьбожа внука». Из контекста становится ясно, что «внук» — это славянский народ, а Даждьбог — их мифический родоначальник. Форма «Дажь/Даждь» является довольно непривычной и странной для современного русского языка. Откуда она к нам пришла? Ее отождествляют с корнем «даг», который встречается в языках индоевропейской семьи в значениях «гореть», «жечь», «жар», «свет», «день». Возможно, древнерусское «дажь» можно трактовать как прилагательное, означающее одно из свойств солнца. Например, славянское «дъжница» — утренняя заря. Но у лингвистов есть еще одна версия: «Дажь» — это форма повелительного наклонения от глагола «дать», то есть «дай». В таком случае имя божества можно читать и как составное — «Дай бог».

История соседних народов, например, кельтов свидетельствует о том, что у них тоже встречается божество, подобное Даждьбогу. Древние друиды называли его Дагда (добрый бог), а также Эоху или Руад Рофесса. Среди кельтских богов он занимал особое место. Дагда приводил слова каждого человека в соответствии с намерениями и, будучи небесным богом, властвовал над стихиями и урожаем. Некоторые исследователи считают Дагду солнечным богом. Они пришли к такому выводу, анализируя имена Дагды: Эоху (Эохайд) и Руад Рофесса. Основа имени Эоху (Эохайд) — «эх», то есть «лошадь». А это древнейший солнечный символ. Имя Руад Рофесса, один из возможных переводов которого — «Красное совершенной науки», также указывает на его солнечную сущность. По мнению одного немецкого исследователя, это является своебразным намеком на пылающий лик солнца, которое видит все, что происходит на земле.

Дагда на котле из Гундеструпа, Позолоченное серебро, 100 год до нашей эры

Дагда на котле из Гундеструпа, Позолоченное серебро, 100 год до нашей эры

 

Кстати, у друидов в те далекие времена было создано почти идеальное сообщество, в котором люди жили в единстве и развивались духовно. Самое интересное то, что они практически ничего не писали, хотя прекрасно владели письменностью, знаниями в области астрономии, астрологии, математики и даже физики, хотя последняя наука у них называлась по-другому и применялась для изучения человеческой сущности. Духовные знания передавались устно из поколения в поколение, так как считалось, что в каждом поколении, в каждом ученике эти знания обретают новое рождение. То есть в людей не вкладывалась некая неизменная форма, которой нужно следовать так, а не иначе. Знания постоянно омолаживались и актуализировались, ведь восприятия у людей разные, поэтому форма менялась, а суть оставалась та же. Таким же образом поступали и Будда, и Иисус, и Магомет, передавая людям свои знания напрямую в устной форме. Все, что писали друиды,— это короткие тексты на табличках в виде основных смысловых узлов. Своеобразная шпаргалка на случай провала памяти.

И вот здесь возникает закономерный вопрос: быть может, славянский Даждьбог (или добрый бог Дагда у друидов) был вовсе не мифическим божеством, а реально существующей личностью? Ведь, как известно, духовные знание не берутся из ниоткуда, они привносятся Духовными существами из мира иного. Если мы осмелимся предположить, что Даждьбог и Дагда действительно один и тот же персонаж, то сразу же вызывает интерес и его другое кельтское имя — Руад Рофесса («Красное совершенной науки»). 

Н.К. Рерих. Гималайское божество (Приказ Ригден-Джапо). Фрагмент. 1947 г. Правительственный музей и художественная галерея. Чандигарх, ИндияДело в том, что в древности под совершенной наукой часто подразумевалось учение «Беляо Дзы» — Искусство Белого Лотоса, которое люди связывали с загадочной страной Шамбалой! Cчиталось, что «Беляо Дзы» — это древнейшая и единственная наука Шамбалы, включающая в себя все точные и естественные науки, а также духовные практики, необходимые для самопознания. Согласно учению Теософии, Шамбала является местом нахождения Великих Учителей, продвигающих духовную эволюцию человечества. А легенды Древнего Востока рассказывают о Красном Всаднике (владыке Шамбалы) — Ригдене Джаппо, который видит все события, происходящие на Земле, и для которого не существует ни расстояния, ни времени. И он всегда готов прийти на помощь достойным людям с чистыми помыслами. Но и это еще не все! Самое интересное, что в древности люди почитали Ригдена Джаппо как судью душ человеческих: каждый человек после смерти нес перед ним ответ за прожитую жизнь[1]. Не правда ли, просматривается некая параллель между славянским Даждьбогом, кельтским Дагдой и Великим Учителем Ригденом Джаппо?

Конечно, это всего лишь наши предположения, основанные на остатках знаний прошлых поколений. В принципе, любые подобные аналогии можно объяснять и материалистически: как результат компактного проживания людей в прошлом на небольшой территории; как результат информационного обмена с путешественниками и торговцами; как результат независимой похожей мифологизации ярких явлений материальной действительности (одинаковые явления приводят к похожим мифам об этих явлениях); как результат неосознанного или осознанного искажения при восприятии чуждых концепций (некие подгонки и натяжки под собственные верования, чтобы хоть как-то понять абсолютно иное, в том числе искаженные переводы чуждых текстов на родной язык)[2].

Однако при любом отношении к данному феномену, ценность этих знаний неоспорима, так как духовное обновление немыслимо без усвоения общечеловеческих ценностей. Ведь в мифах, в языческом веровании, религиях, традициях и обычаях народов заложены духовные начала, понимание смысла жизни, основы их жизненной философии.

И как же это интересно — погружаться в глубины истории, знакомиться с культурным и духовным опытом наших предков, делать свои собственные выводы, проводить самые дерзкие параллели…

 

[2] http://scorcher.ru/autor_publisher/show_art.php?id=138



Комментарии (0)

Написать комментарий

Цитата дня

Главное – не количество прожитых лет, а их качество.
Как, а не сколько.

— Анастасия Новых, Сэнсэй Исконный Шамбалы

Новый номер



Комментарии