Тайны женской красоты

Тайны женской красоты

Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…
/А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

На протяжении многих веков образ русской красавицы определялся как «кровь с молоком», то есть белая кожа с румянцем на щеках, подбородке и даже мочках ушей — в зависимости от моды. Считается, что именно для достижения такого идеала русские женщины всех слоев общества раскрашивали лица. В среде русских бояр этот обычай отметил немецкий путешественник и географ Адам Олеарий, посетивший Россию в XVII веке. А в XIX веке В.И. Даль писал: «Купчихи наши белятся и румянятся, натираются белилами». Не отставали и крестьянки: «На шильце, на мыльце, на алые румяна, на белыя белила, собирают дружки отдарки невесте».

Однако образ «матрёшки» — с белым лицом и красными кругами на щеках — не совсем верен. Этнографы сообщают: «Поверхность лица была выбелена тщательным образом, резко оттеняя цвет кожи на шее; на щеках были нарисованы красные пятна — у иной в форме площади круга, у другой они имели овальную форму, у третьей — полосками и др.» (Мужики и бабы: мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. С-Пб., 2005. С. 52. Со ссылкой на Архив РАН).

Любопытный факт: женщины делали не просто декоративный макияж в современном понимании, а целенаправленно наносили определённый рисунок на своё лицо! Ведь в древности круг символизировал духовные силы, свойство Души в значении совершенства, целостности, постоянства, вечности, обозначения духовного мира, Сущего, которое не имеет ни начала, ни конца. А овал часто ассоциировался с космическим яйцом, которое было известно в мифологии многих древних народов.

Вернёмся к Адаму Олеарию: «Кроме того (раскраски лица) они (русские женщины) размалёвывали себе шею и руки белою, красною, голубою и коричневою красками; окрашивали ресницы и брови... — чернили светлыя, белили черныя» (Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М. Забылиным. М., 1880. С. 517). Как видно, о подчёркивании природного, естественного румянца щёк и губ, черноты бровей и ресниц речь здесь не идёт. В данном случае преследовались не косметические, а какие-то другие цели.

Такой макияж был обязателен, то есть он был обычаем, ритуалом, причём не одобряемым церковью: «Одна русская боярыня, ... красивая собою, не хотела румяниться, так тогдашнее общество издевалось над нею: так силён был обычай; а между тем церковь его не оправдывала, и в 1661 году новгородским митрополитом было запрещено пускать в церковь набелённых женщин» (Забылин М. Русский народ... С. 518).

Адам Олеарий описал цвета славянского макияжа (белый, красный, чёрный, голубой, коричневый) и места нанесения красок (лицо, шея, руки). Как известно, на Руси символика именно красного цвета была чрезвычайно многогранна. Он считался символом солнца и огня, а огонь в деревне — это не только тепло, но и страшные пожары, поэтому красный цвет служил символом не только радости, но и горя.

Однако в женских костюмах для сенокоса, когда на белую рубаху надевался красный сарафан, алый цвет был посланником красного солнца, а также символом его союза с землёй. А знаком служения женщин матушке-земле был орнамент на подолах женских рубашек.

девочка в сарафанеСакральный смысл геометрических фигур орнамента (правосторонней свастики и ромбов) — передать информацию о системе мироздания. Существовали и более простые узоры, в которых чередовались изображения людей, животных и птиц, но все они берут начало из древней славянской мифологии.

Женский наряд Древней Руси имел и особую схему головного убора, также связанную с представлениями древних славян и их верованиями. Так, в восточнославянском головном уборе была выражена идея неба, изображалось солнце, птицы и мировое древо, устремляющееся к небу. А некоторые названия женских головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокошник» — «кокош» (петух), «кика» или «кичка» (утка).

мировое древо

Особый интерес представляет рогатая кичка — сложный головной убор с рогами, торчащими вверх надо лбом. Идеей, заложенной в эти рога, было плодородие, продолжение рода, именно поэтому кичку носили замужние женщины. Но самое интересное, что в этом головном уборе отчётливо просматривается полумесяц рожками вверх, как символ проявления сил женского духовного начала — Аллата!

русская красавицаСогласно историческим фактам, женщины-славянки в древности вообще не носили шапок, считавшихся исключительно мужской принадлежностью. В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли. Такой способ, по мнению учёных, сравнительно недавно проник в Россию из Германии через Польшу. В древности платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке. Подобный узел также напоминал по форме полумесяц. Такая манера носить платок сохранялась кое-где в России ещё в начале XX века. «Не следует думать, что у этих женщин болят зубы», — комментирует свой документальный рисунок этнограф.

До замужества головной убор (по крайней мере, летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки. Взрослея, они получали «красу» — девичий венец. Ещё его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». При этом головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Разница между девичьими и женскими головными уборами оставалась даже тогда, когда стал исчезать традиционный костюм. Например, в 30-е годы XX века, когда в Москве уже прокладывали метро, замужние женщины Калужской области всё ещё завязывали углы своих платков «двумя концами», а девушки, напротив,— пропускали угол платка через завязанные концы.

жемчугМногие русские головные уборы украшали жемчугом, ведь он был излюбленным материалом в Древней Руси наряду с деревом, белым камнем, льном и серебром. Красота жемчуга имела для людей какое-то особое значение. Быть может, любуясь его переливами, наши предки ощущали невидимую связь между всем живым в природе. Широко известны были так называемые «рясны» — подвески к головному убору в форме вертикальных полос, опускающихся от кокошника вниз. Свисая с выступающих углов кокошника, рясны доходили до плеч женщины.

Стоит отметить, что, по убеждениям славян, заниматься добычей жемчуга могли только люди с чистой душой, а само отношение к жемчугу, как к материалу, определяло его место в жизни русского человека: им украшали всё, в чём отразились сокровенные поиски прекрасного.

ракушка

Как много ещё таит в себе народная одежда славян! И каждое поколение по-своему постигает эти сигналы-символы, которые наши предки посылают нам из глубины веков: о своей жизни, миропонимании и главное - об отношениях с духовным миром.

В качестве дополнения к статье приводим небольшой отрывок из книги «Аллатра» славянской писательницы Анастасии Новых:

"…Так вот, сам жемчуг в древности на Руси именовали как «инчи», что у многих славянских и других народов обозначает «иной», «одна», «единственная», «действительный, правильный». Почему позже и стали называть в христианстве монаха, как «инок», а монашек — «инокиния». Жемчужина — это и был ассоциативный символ Души из иного (духовного) мира. Древнерусское слово раковина «перламутр» возникло от древних слов славянских народов, проживающих в Восточной Европе. «Raky», «rakъve» — «оболочка», подобно латинскому слову «аrсеō» — «запираю». То есть жемчужина в раковине — это символическое обозначение Души, запертой в материальной оболочке тела, которая была привнесена сюда из иного мира и может освободиться только при слиянии (соединении) сознания человека (Личности) с Душой при помощи духовной, созидательной силы и главенствования Духовного начала в человеке".



Комментарии (0)

Написать комментарий

Цитата дня

Сила слова возрождает силу мысли, а сила мысли порождает действие.

— Анастасия Новых, Сэнсэй Исконный Шамбалы

Новый номер



Комментарии