Тайный смысл древней куклы-мотанки

Тайный смысл древней куклы-мотанки

В последние годы в современном обществе отмечается небывалый интерес к древним народным традициям, к истокам, корням. И проявляется это не только в возрождении народных промыслов, но и в стремлении разобраться, для чего всё это существовало. мастер-классВедь доподлинно известно, что раньше люди посредством творчества передавали знания о мироустройстве и истинном предназначении человека. Поэтому в наши дни всё большую популярность приобретают различные мастер-классы по обучению древним ремёслам. Особой популярностью пользуются занятия, на которых своими руками создаются традиционные народные тряпичные куклы-мотанки. Причём эти куклы практически не изменились с тех времён, когда их придумали наши далёкие предки, наши прабабушки.

Ведь хранительницами древних духовных знаний были… да, да, именно женщины!

девочка и куклыТрадиционную народную куклу делали из различных материалов: травы, соломы, лыка, веточек, палочек и, конечно, лоскутков старой одежды. В русской деревне более всего любили тряпичных кукол. Они были в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и старики, и дети. Крутить кукол дети начинали с 4 – 5 лет. Сначала делали самых простых — из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Так как в старину изготовление ткани было очень трудоёмким процессом, на кукол-мотанок оставалась сильно изношенная ткань, которую легко можно было разорвать руками. Из новой ткани делали только подарочных и свадебных кукол.

История славянской куклы начинается в Триполье?

Трипольские поселения зародились ещё в 5400 г. до н.э. Следы этой достаточно развитой цивилизации были обнаружены Викентием Хвойкой в 1897 году под Киевом, возле посёлка «Триполье», откуда и пошло название. Благодаря культу Великой Матери в этой древней культуре особое место занимала фигура женщины. Видимо, поэтому многие исследователи видят истоки куклы-мотанки именно в Триполье. На трипольское происхождение славянской тряпичной куклы указывает и то, что она содержит множество значений (сакральных, космогонических), часто встречающихся в те давние времена.

трипольская культура

Создание куклы начинается с её сматывания, и происходит это по спирали.

При завивании куклы нитки наматываются по часовой стрелке, потому что таким образом заворачивается правильная спираль, которая является созидательной.

кукла колокольчикСпирали в сакральных знаниях о человеке — это, как правило, условные обозначения либо направления движения энергий в процессе духовной практики, либо, если это связано с информацией о происхождении мира, сил Аллата. Спираль, закрученная по часовой стрелке, означала позитивные, созидательные духовные силы, а против часовой стрелки — отрицательные, разрушительные силы Животного разума, противодействующие силам Аллата.

Символично и то, что кукла безлика — это указывает на её пребывание вне пределов времени и пространства, делает её похожей на Великую Богиню, наделяет функцией проводника силы.

В чём смысл крестообразной символики?

кукла из соломыИнтересно, что сакральная кукла-мотанка несёт единый смысл у всех древних славян, несмотря на особенности, которые возникали под влиянием культурных и климатических различий, а также геополитических и исторических процессов.

На северных территориях кукол скручивали из бересты, на юге России — из соломы и даже из початков кукурузы. Разные условия жизни диктовали и разные материалы, использовавшиеся при изготовлении мотанок. Любопытно, что куклы-мотанки были найдены археологами даже на территории нынешнего Северного Кавказа.

Не всегда куклы были «безликими». Многим мотанкам было свойственно лицо, переплетённое крестообразно нитками.

кукла с крестомСама форма креста могла различаться. На Днепровщине это солярный крест, кавказские же куклы несут на лице знак, больше похожий на трипольские символы, в частности, плодородия, женского начала. Крест на лице характерен и для кукол некоторых российских регионов, в частности, Курской и Белгородской областей, Чувашии, Хакассии. Подобная крестообразная символика на лицах тряпичных кукол-мотанок встречается также в районах Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана.

И ведь неспроста символ равностороннего креста имел такую широкую популярность у разных народов мира. В древности люди обладали знаниями о невидимой энергетической конструкции человека, о так называемых четырёх Сущностях, о которых мы ранее подробно рассказывали в нашей газете (№ 5(23) за май 2016 года). Эти невидимые силы обозначались крестом — сакральным символом человека как существа, в конструкции которого соединены дух и материя.

Перуанские куклы Чанкай: связь прошлого с настоящим

кукла ЧанкайОказывается, традиции изготовления кукол существовали не только у славян, но и у народов, живущих на далёком от нас континенте, — в Южной Америке. Современные потомки коренных перуанских ремесленников воссоздают кукол Чанкай (названных в честь Чанкайской культуры, носители которой обитали в районе центрального побережья Перу примерно в 1000-1476 гг. нашей эры) в старинном стиле.

Удивительно, но при создании этих тряпичных кукол до сих пор используются древние ткани, найденные при археологических раскопках.