Загадочная культура острова Пасхи

Загадочная культура острова Пасхи

В юго-восточной части Тихого океана, между Чили и Tаити, располагается остров Пасхи. Коренные жители его окрестили Рапануи или Рапа-Нуи. Столица острова, а также и его единственный город, – город Анга-Роа. У острова имеется свой флаг и свой герб. Остров Пасхи признан наивысшей точкой над уровнем океана, а также он является самым отдаленным островом на земном шаре. Расстояние до близлежащего отрезка суши на западе составляет 2092 км, а на востоке – 2971 км. Остров образован в форме треугольника, на каждом краю которого находятся потухшие вулканы.

остров Пасхи

Уникальность острова Пасхи проявляется в том обилии вопросов, с которыми сталкиваются исследователи, пытающиеся познать тайну острова.

Кому и зачем понадобилось на крошечном островке посреди океана строить многотонные статуи, расставлять их по периметру острова лицом в океан, расписывать орнаментами и узорами?

статуя на острове ПасхиЧто было такого в письменности туземцев, что когда её увидели первые европейцы, побывавшие на острове, то стали спешно искоренять, да так, что уже через сорок лет практически никто из местных жителей не мог не только писать, но и читать принадлежавшие им домашние таблички? Почему ЮНЕСКО запретило раскопки и исследование подземной части статуй и почему сейчас не ведутся раскопки и исследования на государственном уровне? Давайте попробуем приоткрыть завесу тайны.

Что интересно, остров Пасхи имеет/имел несколько названий: Ваиху, Мата-ки-те-Раги, остров Сан-Карлос, Рапануи, Теапи, Текаоухангоару, Те-Пито-о-те-хенуа, Хититеаираги, остров Пасхи. На острове есть дороги, ведущие прямо в океан, вырыто большое количество подземных тоннелей, берущих начало в местных пещерах и прокладывающих путь в неизвестном направлении – эти факты современная наука пока не может объяснить однозначно.

Большое количество учёных приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры: карьер Рано Рараку и святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као. При этом Рано Рараку также является кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи – моаи. Для чего они создавались? Предназначение гигантских статуй становится более понятно после знакомства с легендами о птице-человеке.

громадные священные статуи – моаи

Птице-человек

Как гласят древние легенды, раз в год жрецы обращались к Богу с просьбой избрать нового птице-человека. Выбранный на эту роль мужчина должен был организовать группу из нескольких парней и направиться вместе с ними в каменные жилища и пещеры Рано Као. Оказавшись там, они выжидали (порой не один месяц), пока обитающие на острове чайки не отложат яйца на скале, которая находится на расстоянии в несколько сотен заплыв к скале Мотонуифутов от побережья. Тогда группа, плывя по воде, направлялась к скале, именовавшейся Мотунуи. Первый прибывший человек сразу должен был приступать к поиску яйца, затем обмыть его и в целости принести на остров. Сделав это, он, наполненный гордостью, отдавал яйцо вождю племени, который, начиная с этого момента, приобретал статус птице-человека. Сжимая его в ладони, глава племени пританцовывая проходил весь южный берег острова, пока не попадал в Рано Рараку.

В этом месте вождь должен был прожить целых двенадцать месяцев. Обитал он там совершенно один, проводя время в молитвах и медитациях.

Для остальных рапануйцев это место было запретным, ибо там обосновались покои уважаемого господина.

Если внимательно изучить легенду о птице-человеке и сопоставить с исконными знаниями, то вырисовывается вполне ясная логичная картина. Предположим, что в отличие от нашей цивилизации, древние жители острова Пасхи имели не материалистическое восприятие, а жили с преобладанием духовных ценностей. Может из-за этого кому-то из европейцев и понадобилось так спешно уничтожать их культуру? Тогда получается, что избрание очередного птице-человека (птица – символ Передней сущности) – это не что иное, как выбор самой духовно-развитой личности для выполнения важных задач, таких как управление климатом, погодой, сейсмической активностью и даже, возможно, для решения задач планетарного масштаба. 

Становится понятным и то, для чего этот человек набирал группу юношей, – для образования круга силы.

В таком случае логично предположить, чем они занимались, находясь вместе в пещере, – они учились, занимались усиленно духовными практиками, духовным саморазвитием, самораскрытием. Когда группа была готова, назначалось что-то вроде экзамена или проверки на владение определенными свойствами, связанными с пониманием устройства мира (во многих космогонических представлениях известен образ мирового яйца, из которого возникает Вселенная). После чего этот птице-человек приступал к работе с каменные истуканыкрупнейшим аху Рано Рараку. Это подтверждают символы, нанесенные на многих статуях. Возможно стоит более внимательно присмотреться к ним для изучения знаков, с которыми работал птице-человек. Связь между поклонением птице-человеку и массивными каменными истуканами доказывают изображения, начерченные на спинах у большинства статуй. На этих рисунках запечатлены скелеты, призраки, божества, но наиболее часто – птице-человек.

Здесь будет уместно привести отрывок из книги «АллатРа», проливающий свет на суть вопроса:

Анастасия: Ещё несколько слов по поводу острова Пасхи. У местного населения сохранились поверья, что церемониальные платформы («аху»), на которых находятся некоторые каменные статуи, являются связующим звеном между видимыми и невидимыми (потусторонними) мирами, что в самих каменных статуях («моаи») содержится сверхъестественная сила предков. Последняя по поверьям якобы способна регулировать природные явления и, соответственно, приводить к благоприятному итогу — процветанию народа...

Ригден: Да ничего там сверхъестественного нет. Просто когда-то здесь жили люди, которые знали, как и для чего нужно активировать некоторые знаки. Если бы их потомки не утратили знания, которые им давались, то ныне живущие на том острове больше бы понимали и себя, и элементарную связь с иными мирами. Обычно для летописи, в качестве передачи знаний и легенд потомкам, знающие люди наносили знаки на каменные изваяния, а себя зачастую украшали соответствующими татуировками, которые имели особый символический смысл. Для несведущих людей это были рисунки, которые ровным счётом ничего не значили, но внушали уважение и страх перед тем, кто, по их мнению, «наверное, знал что-то особенное». Позже, конечно, пошло обыкновенное подражание.

Анастасия: Да, но на каменных головах и платформах, которые находятся на острове Пасхи, нет знаков.

Ригден: А кто сказал, что эти головы не имеют продолжения? Да пусть копают глубже в тех местах, тогда может и найдут то, что сокрыто от их глаз. Но вопрос не в этом. Даже если люди и найдут что-то интересное по знакам и символам, что они будут с этим делать? При доминации материального мышления и отсутствии Знаний в лучшем случае устроят сенсацию в СМИ, дабы привлечь на остров побольше туристов и заработать денег. Вот и всё. Знания ценны для духовно ищущего только тогда, когда ими можно воспользоваться и усовершенствовать себя, оказать духовную помощь другим людям.

моаи на острове Пасхи

Интересное о населении острова Пасхи

Примечательно, что цвет кожи обитателей острова Пасхи имеет самые разные оттенки: встречаются как чернокожие, так и совершенно белые обитатели, кроме того, есть даже краснокожие.

По мнению Е. П. Блаватской, разноцветная кожа аборигенов свидетельствует о том, что на острове Пасхи перемешались разные народы: предки чернокожих лемурийцев и краснокожих и светлокожих атлантов.

Жители острова Пасхи (рисунок 1816 года)Есть много версий заселения острова Пасхи. Всех их рассматривать не будем. Доподлинно известно, что на острове существовало два соперничавших между собой народа, прибывших сюда в разное время и имевших определённые расовые особенности. Одних учёные условно назвали «длинноухими» (из-за удлинённых под тяжестью украшений мочек ушей), других – «короткоухими». Тем не менее стоит полагать, что заселён остров Пасхи был в IV веке. Носителей этой культуры и называют «длинноухими», и именно они строили моаи. «Короткоухие» приплыли на остров позже – в XIV веке.

«длинноухие»В конце XVIII века между «длинноухими» и «короткоухими» началась гражданская война. Племя «короткоухих» практически полностью уничтожило «длинноухих». Эта гражданская война обусловила крах культовых скульптур «моаи». «Короткоухие» сваливали огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента. Количество местных жителей уменьшалась не только из-за междоусобных войн. В 1862 году на остров Пасхи ворвались работорговцы из Перу, они захватили в плен и вывезли около девятисот человек, в том числе последнего короля. Пленников направили добывать удобрения в пустыне Атакама. Татуировка рапануйца (зарисовка 1899 года)Позже еще триста обитателей острова были пленены и высланы на Таити для тяжелого труда на плантациях. Когда же на Пасхе началась показная война, устроенная Дютру-Борнье по просьбе одной французской компании, с него бежали оставшиеся жители и миссионеры. Впоследствии они перешли на архипелаг Гамбье, находящийся в более западном направлении.

Таким образом, население острова за пятнадцать лет уменьшилось с двух с половиной тысяч до ста одиннадцати человек!

Поэтому те немногие люди, которые решили остаться, уже ничего не помнили о вековых обычаях своих праотцов. В том числе и поэтому письмо острова пасхи по-прежнему остаётся практически нерасшифрованным.

Письмо и символы

символы острова Пасхи и долины ИндаБольшой интерес представляет письменность коренных жителей острова Пасхи. Дощечки, покрытые разными письменами, были найдены практически в каждом доме. Эти дощечки называются ронго-ронго или кохау ронгоронго. На рисунке представлены схожие на первый взгляд знаки, только сделанные неодинаковым шрифтом и разным способом. Ряд слева – это символы долины Инда, справа – иероглифы с таинственных дощечек, найденных на острове Пасхи. Аналогичность бесспорная, и это можно увидеть своими глазами. Эту удивительную схожесть выявил венгерский лингвист Хевеши в 1932 году. В письменности ронго-ронго существует около четырёхсот всевозможных символов. Тексты на древнеиндийских печатях включают приблизительно такое же количество иероглифов. Хевеши выявил сто семьдесят четыре похожих знака.

Говорить о каком-то случайном совпадении не приходится. Корень этих знаков один.

Фигурки человека в виде «жучка» - символ духовного освобожденияКаким образом может проявляться связь между обитателями карликового острова, заброшенного посреди Тихого океана, и жителями долины Инда? Ведь их разъединяет больше, чем половина земного шара. Кроме того, наблюдается громадная пропасть не только в дистанции, но и во временном промежутке. Можно сделать вывод, что в далёком прошлом существовало единое знание, которым обладали люди, живущие на разных континентах. При этом становится очевидным, что в жизни этих людей духовные ценности преобладали над материальными.

На острове Пасхи можно найти высеченные в камне фигурки человека в виде «жучка» (с расставленными в стороны руками и согнутыми ногами). Это древний символ духовного освобождения человека. Подобные изображения встречаются на всех континентах. Поднятые вверх руки, согнутые в локтях, образуют символический знак Аллата (полумесяц рожками вверх). Аллат — творящая сила женского начала, пришедшая из мира Бога.

символические таблички с иероглифамиПлемя «длинноухих» обладало навыками письма. Поэтому естественно, что у «короткоухих» получилось воспользоваться ими. В первой половине XIX века править на острове остался последний из грамотных арики (вождь), его именовали Нгаара, он был белокожий и маленького роста. Правитель накопил целое хранилище символических табличек с иероглифами, а также преподавал в школе особенности священного письма ронго-ронго. На обучение ему предоставляли лишь нескольких избранных, для остальных обитателей острова это был строжайший запрет. А тем, кого всё-таки допустили к познанию алфавита ронго-ронго, который включал нескольких сотен знаков, предстояла ещё одна проверка.

Они в первую очередь должны были подловчиться скручивать верёвочные узлы и силуэты, подходящие к данным иероглифам. О схожих испытаниях также известно и во многих других уголках планеты.

Например, любопытным является тот факт, что индейцы из племени Навахо, обосновавшиеся на северо-западе Соединённых Штатов Америки, убеждены, что вязание узелков возникло ещё в глубокой древности при помощи племени людей-пауков, а они уже впоследствии обучили этому ремеслу остальных людей. Большое количество народов связывают фигуры из шнурков, чтобы после передать в дар своим божествам. А вот обитатели островов Гилберта в Микронезии уверены, что подобные силуэты появились ещё в момент сотворения мира.

Любой фигуре, сплетённой из веревок, подходила определённая мелодия, которую необходимо было вызубрить, а также некий знак-рисунок. Эти иероглифы не являлись буквами или словосочетаниями, но при этом отображали какие-то понятия и важные мысли. Иероглифы высекались при помощи зубила из вулканического стекла или вытачивались зубом акулы. Каждая строчка делалась снизу-вверх. При этом, самую нижнюю прорисовывали слева направо, а уже следующую наоборот. Кроме того, знаки чертились вверх ногами в каждой чётной строке.

Такой своеобразной письменности учёные дали название бустрофедон. В мировой словесности такой способ встречается крайне редко.

Загадочная письменность оставалась долгое время неизвестной. Первые сведения о ней всплыли только в 1817 году, когда их детальным изучением занялся Тепано Хаусен. Он весьма поразился, когда понял, что только небольшое число грамотных островитян могут читать тексты, написанные на табличках, но при этом их суть они пересказывают своими словами, используя знаки только в качестве подсказки. Если не принимать во внимание толкование Хаусена, в котором существует расшифровка приблизительно пятисот знаков, значение иероглифов ронго-ронго так и не раскрыто до сих пор.

остров Пасхи

Заключение

Итак, что известно:

1. Есть на острове несколько видов моаи (статуй): одни недавно поставлены на постаменты, другие разбросаны по острову, третьи закопаны частично в землю, некоторые очень глубоко. Их известная численность на сегодняшний день составляет 887 истуканов. Также эти статуи отличаются по размеру и внешнему виду и изготавливались в разное время.моаи (статуи)

2. На острове имеется несколько традиций, которые напоминают действия людей, обладавших духовными знаниями о человеке и мире (обеление кожи, культ птице-человека).

3. На официальные научные исследования острова наложено табу, раскопки запрещены, также обстоят дела и с подводными исследованиями вблизи острова.

Кто-то боится, что люди узнают правду, которую хранят артефакты острова, и почерк, знакомый во многих аналогичных местах во всём мире.

4. Письменность, которая была на острове, с приходом европейцев была уничтожена меньше, чем за столетие. В результате практически никто из туземцев не помнил, как читать и писать свои традиционные знаки и символы.

5. До появления европейцев на острове существовала древняя культура, которая хранила истинные знания и не только хранила, но и активно ими пользовалась. Сам факт создания статуй и установки их по периметру острова говорит о том, что в этом была необходимость по меньшей мере, местного населения (как мы уже выяснили, это были знающие духовные люди). Эта необходимость могла быть связана с созданием определенных условий для всего мира, или какой-то его части. Так как «моаи обладают мощью северных ветров и отвечают за ту сторону света, в которую они смотрят». Это могли быть как климатические условия, так и духовные.

Множество тайн острова Пасхи остаются нераскрытыми. Однако пока ведутся исследования, люди не теряют надежду разгадать ребус, созданный много веков назад.



Комментарии (0)

Написать комментарий

Цитата дня

Молодое тело — это вовсе не показатель возраста души.

— Анастасия Новых, Сэнсэй Исконный Шамбалы

Новый номер



Комментарии