Жаркая пора экзаменов

Жаркая пора экзаменов

На дворе скоро месяц май, а это значит, что у школьников и студентов наступает жаркая пора экзаменов. Несмотря на то, что использование большинства технических средств на экзаменах запрещено, практически ни один современный школьник или студент не может обойтись без калькулятора. При этом, наши прадеды могли делать сложные вычисления исключительно при помощи своего мозга. Возможно им был известен какой-то особый способ умножения?

школьник с калькулятором

Оказывается, в старину на Руси существовал способ вычисления, в котором не требовалось знание таблицы умножения.

Способ этот, не похожий на наши школьные приёмы, был употребителен в обиходе великорусских крестьян и унаследован ими с глубокой древности. Он получил название «русский народный счёт» или же «крестьянский способ умножения».

земская школа

А сущность его заключалась в том, что умножение любых двух чисел сводилось к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа. Кстати, бытует мнение, что этот способ берёт начало от древнеегипетского.

Приведём простой пример:

Множимое: 32

Множитель:13

32

13

16

26

8

52

4

104

2

208

1

416

Деление пополам продолжают до тех пор (левая часть), пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число (правая часть). Последнее удвоенное число и даёт искомый результат. В итоге мы имеем ответ: 32 х 13 = 1 х 416 = 416. Этот способ умножения несколько видоизменится, если число, которое приходиться делить пополам, будет нечётное…

Вероятно, описанный способ дошёл до нас из глубокой древности, а возможно и из страны пирамид – Египта. Особый интерес вызывают древнеегипетские папирусы, сохранившиеся до наших дней.

Например, папирус Ринда, названный по имени английского египтолога Генри Ринда и относящийся ко времени между 2000 и 1700 гг. до нашей эры. Папирус представляет собой копию ещё более древней рукописи, переписанную неким. Он состоит из двадцати трёх таблиц, в которых насчитано восемьдесят четыре решения задач на такие темы: умножение, вычитание, действия с дробями (деление 2 на нечётные числа до 99; деление на 10); решение линейных уравнений с одной переменной (которую египтологи читают как «хау» или «аха»); нахождение площадей плоских фигур, в том числе треугольника, трапеции и круга (приведённое правило даёт значение для П=256/81=3,16049...); нахождение объёмов житниц, в частности — прямоугольного параллелепипеда и прямого кругового конуса; вычисление параметров пирамиды; сумма геометрической прогрессии; подобия, пропорции и даже проценты.

папирус Ринда

Известны также «Московский математический папирус» («папирус В. С. Голенищева»), считающийся на основании почерка писца на 100–200 лет более древним, чем папирус Ринда, «Акмимский папирус» – переплетённая книга на греческом, относимая к VIII в. н.э. и «Кахунские математические папирусы», найденные в Иллагунской пирамиде. Эти древние находки свидетельствуют о том, что  древние цивилизации были довольно развиты в плане науки и очень может быть, что превосходили нас, ныне живущих, по уровню знаний.

А напоследок, в качестве доброго напутствия школьникам и студентам, хотелось бы напечатать отрывок из вдохновляющей художественной книги Анастасии Новых «Сэнсэй», написанной по заметкам из личного дневника бывшей десятиклассницы, отражающим события 1990 —1991 годов.

«Время пролетело незаметно. Началась жаркая пора выпускных экзаменов – сгустков нервов и пота множества людей. Как ни странно, но в этом послед­нем году моей школьной жизни я более спокойно стала относиться к этому напряжённому процессу. После всего пережитого экзамены казались лишь естес­твен­ной проверкой своих знаний, а не «тяжким испы­­танием судьбы», как считали многие мои одно­классники. И когда всё это было позади, когда нако­нец настал долгожданный выпускной бал, я ещё долго не могла поверить, что моя жизнь продол­жа­ется и что всё это не сон.

Встречая всем классом рассвет в живописном уголке природы, мы заговорили о том, кто кем собирается стать. Многие мечтали стать врачами, юристами, экономистами, предпринимателями. А когда об этом спросили меня, я искренне ответила:

– Я хочу стать Человеком».

Татьяна Якиманская



Комментарии (0)

Написать комментарий

Цитата дня

Истинная, настоящая вера зарождается на знаниях.
А знания приходят через слово, через убеждения своего разума в истинности происходящего явления.

— Анастасия Новых, Сэнсэй Исконный Шамбалы

Новый номер



Комментарии